Эхолалия – подражание или повторение слов собеседника – это стадия, через которую проходят все дети. Это способ развития разговорных и коммуникативных навыков. Иногда в случае незрячих детей эта стадия затягивается. Это связано с тем, что для таких детей соотнесение слов с предметами и явлениями окружающего мира затруднено, им значительно легче не задумываясь повторять слова собеседника.
Если Вы когда-нибудь учили иностранный язык, Вам проще будет понять, почему ребенок так поступает: Вы повторяли непонятные, незнакомые Вам слова и фразы по многу раз для того, чтобы выработать правильное произношение. И только после того, как Вы узнали значения достаточно большого количества иностранных слов, Вы смогли начать осознанно складывать их во фразы. Примерно то же самое происходит и с ребенком, только в отношении незрячих детей процесс затягивается, им требуется дополнительные время на то, чтобы связать значения слов с объектами реальности.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это возможность человека выполнять множество мелких и точных движений кистями и пальцами рук при скоординированных действиях нервной и мышечной системы. Развитие мелкой моторики является необходимым условием для освоения ребёнком большинства видов бытовой и творческой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Дети очень любопытны и заинтересовать ребёнка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду играет с мозаикой, в пятницу лепит крупу на пластилин. Всё просто и легко, главное, чтобы ребёнку было интересно.
Истоки способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться. Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память, воображение и фантазия. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, игры-драматизации – все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Именно в ней он учится подчинять свои желания определенным требованиям, а это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра – это источник развития моральных качеств личности.
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени. Родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.
Для ребёнка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются тоже условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный опыт. Дидактические игры можно сделать своими руками в домашних условиях. Такие игры как «Тактильные дорожки», «Отгадай и назови фигуру», «Пройди пальчиком лабиринт», «Пройди пальчиком по дорожкам и сравни их», «Найди и назови» и т.д.









